Широкую
известность писателя можно от- нести лишь к дореволюционному
периоду. В со- ветское
время фамилия - Немирович-Данченко
- ассоциировалась лишь
с театральным деятелем Владимиром Ивановичем,
который приходился младшим братом писателю. Эмигрировав из Рос- сии, Василий Иванович продолжал
писать
и изда- ваться за границей. Но на
Родине
писателя
вычер- кнули из истории литературы и перечня авторов, издаваемых в СССР. Свой жизненный
путь писа- тель завершил в Праге в 1936 г., где и был похо- ронен.
Родился Василий Иванович в 1844 году (по дру-
гим данным в 1848 г.) в Тифлисе, где квартировала
семья Ивана Васильевича Немировича-Данченко, офицера русской армии
на Кавказе. Украинец по происхождению, В. И. Немирович-Данченко был женат на армянке
Александре Каспаровне Ягубо- вой, от брака с
которой родилось три сына и дочь. Старшим был Василий.
Следуя примеру отца, мальчик постигает воен- ное
дело в Александровском
кадетском корпусе. Однако
рано проявившееся пристрастие к сочини- тельству побеждает, и молодой офицер поступает
в Петербургский университет. По окончании уче-
| |
бы, Василий много путешествует, делает путевые заметки, начинает печататься.
Его описание
русского севера, особенно Со- ловецкого монастыря,
приобрело европейскую известность.
Еще находясь под впечатлением
Со- ловков, писатель в сер. 70-х гг. XIX в. отправился на Украину, в Святые Горы на Северском Донце. В биографии В.И. Немировича-Данченко не сохра- нилось точных указаний на время посещения Свя- тогорского
монастыря, однако, исходя из самих
очерков, можно предположить,
что это было в мае
1875 года.
Весна в Святых Горах надолго
пленила писателя. Спустя четыре года,
Василий Иванович напишет,
что готов забыть прелести других
мест ради неповторимого вида с меловых скал Свято- горских.
Увлекательный рассказчик и мастер бы- товых сцен, писатель путешествуя по различным памятным местам и уголкам обители, делает
чита- теля сопричастным своему
времени, людям, обы- чаям, нравам. Иллюзия
присутствия усиливается
«узнаваемостью»
описанных автором монастыр- ских сооружений – древних пещер, храмов, гости-
ничных корпусов, хозяйственных дворов
и других мест современной Свято-Успенской Святогорской
Лавры.
|