/ 298
  

 

щего  времени сохранилась отдельная погребальная ниша  о.  Арсения при  входе  в  усыпальницу. Сама древняя усыпальница сохранилась в виде Г-образного коридора с вырубленными по бокам 10 ниш для за- хоронения. Здесь, видимо, хоронили первых иноков основавших пустынножительство  в скале.

44    Упоминаемый автором  «какой-то  француз  Ми- шон» скорее всего был жителем соседнего г.  Сла- вянска, ибо в XIX- нач.XX веков была хорошо из- вестна «фотография А. Мишона», предлагавшая свои услуги в Святых Горах.

45   Келья Иоанна Затворника, в том виде как описы- вает ее автор, не сохранилась. Находясь в крайней, восточной части скалы, она была более других под- вержена разрушению. Сохранились лишь западная и южная стены, со следами деревянных конструкций, и часть мелового основания пола. Что касается упо- минаемой автором «дыры вниз - в подземную цер- ковь», то  здесь писатель воспользовался уже тогда ходившими легендами. Такие «дыры» -  вентиляци- онные каналы в  алтарь храма имеются в  пещерах, но они никак не связаны с  кельей Иоанна Затвор- ника.

46    Описываемые автором  пещерные храм  и  кельи являются наиболее ранними сооружениями древнего монастыря. Архитектура храма  весьма  архаична и восходит  к  традициям древних  пещерных храмов.


 

 

По преданию, на меловом столбе этого храма была обретена чудотворная икона Св.Николая, и сам храм до сер. XIX века слыл в народе как пещерный храм Св.Николя. В  сер. XIX века эта  церковь была не- сколько реконструирована и  освящена в  честь Ио- анна  Предтечи, как  именуется в  настоящее время. Кельи расположены к востоку от храма и соединены с ним ходом.

47    Необходимо отметить,  что  это  был  единствен- ный  случай в  XIX  веке  ухода в  затворничество в пещеры меловой скалы. Иеросхимонах Иоанн нахо- дился в затворе с 1851 г. по 1867 г. до последних дней  своей земной жизни. Подробное жизнеописа- ние  Иоанна затворника было опубликовано в  1874 г. г-ном А. Ковалевским и выдержало более десяти изданий.

48   Авторъ, между прочимъ, помимо устныхъ разска- зовъ иноков, пользовался и св&д&ніями,  сообщенны- ми  изданною монастыремъ брошюрою объ  Іоанн&- Затворнйк&.  - (примечание автора)

49   Здесь следует уточнить, что  игумен Арсений не явился в  Глинский монастырь «набирать монахов», как выразился автор, а состоял в числе братии это- го  монастыря в  должности казначея. Сан  игумена и  назначение настоятелем в  возобновленную Свя- тогорскую пустынь иеромонах Арсений получил в феврале 1844 г., после чего он и 12 монахов, изъя-



- 292 -
 
- 293 -
  
/ 298