40 Здесь автор допускает
несколько неточностей. Святогорское имение унаследовал от матери,
кня- гини Т.В. Юсуповой, Александр Михайлович По-
темкин, сын от первого брака княгини.
В свою
очередь княгиня
Юсупова получила
Святые Горы в наследство
от
своего брата, князя В.В. Энгэльгарта,
который доводился племянником светлейшему кня- зю Г. Потемкину.
41 Вопрос о возобновлении обители поднимался и ранее. Так,
в 1836 г.
запорожские монахи из
По-
кровского монастыря подавали
прошение об воз-
обновлении Святогорской пустыни,
но тогдашняя владелица имения княгиня Т.В.Юсупова согласия не
дала.
42 Здесь и далее автор описывает пещерный ход и
сооружения древнего Святогорского монастыря в меловой скале.
Сам
ход
берет
начало
в сооруже-
нии называемом «пещерник», что
стоит
напротив западного портала Успенского
Собора. Длина хода
ведущего в скалу, около 500 м.
Вход в пещеры
и сам пещерник реставрированы в I половине 80-х гг. XX ст. и используются ныне для посещения
пещер меловой скалы и Николаевской церкви XVII в.
43 Архимандрит Арсений - первый настоятель Свято- горской
обители по возобновлении ее в 1844 году.
По его желанию,
захоронен в древней пещерной
усыпальнице меловой
скалы в 1859 году. До настоя-
| |
щего времени сохранилась отдельная погребальная
ниша о. Арсения
при входе в усыпальницу. Сама
древняя усыпальница сохранилась в виде Г-образного
коридора с вырубленными по бокам 10 ниш для за-
хоронения. Здесь, видимо, хоронили
первых иноков основавших пустынножительство
в
скале.
44 Упоминаемый автором
«какой-то
француз Ми- шон» скорее
всего был жителем соседнего г.
Сла- вянска, ибо в XIX- нач.XX веков была хорошо
из- вестна «фотография А. Мишона», предлагавшая свои
услуги в Святых Горах.
45 Келья Иоанна Затворника,
в том виде как описы-
вает ее автор, не сохранилась.
Находясь в крайней, восточной части скалы, она была более других под- вержена разрушению. Сохранились лишь западная и южная стены, со следами деревянных конструкций,
и часть мелового
основания пола. Что касается
упо- минаемой автором «дыры вниз - в подземную цер- ковь», то
здесь писатель воспользовался уже тогда
ходившими легендами. Такие «дыры» - вентиляци-
онные каналы в алтарь храма имеются
в пещерах, но они никак не связаны
с кельей Иоанна Затвор-
ника.
46 Описываемые автором
пещерные храм и кельи являются наиболее ранними сооружениями древнего
монастыря. Архитектура храма весьма
архаична и восходит к традициям
древних пещерных храмов.
|