левый узор
 
Архив новостей

 

Художественная  выставка «Восхождение к образу» приурочена к 20-летию совместной творческой деятельности заслуженных художников Украины Геннадия Жукова и Владимира Теличко в области монументальной росписи и создания иконостасов в православных храмах Украины, России, Белорусии, Польши..

 

На 39 презентационных холстах представлено более 120 композиций храмовой росписи и иконостасов в 14 сакральных объектах четырёх стран - Украины, России, Белоруссии, Польши. Наибольший объём выставки занимают иллюстрации к росписи интерьеров Преображенского кафедрального собора  (нижняя церковь Сергия Радонежского) и храма Георгия Победоносца в Донецке, а также двух церквей в Польше:   православного храма Святого Духа в г. Белостоке и церкви Иоанна Крестителя в г. Гайновке.

Материалы выставки охватывают 20 летнюю творческую работу двух донецких художников Г.Жукова и В.Теличко, выполненную самостоятельно в небольших храмах России ( храм Георгия Победоносца в п.Дальний Липецкой области),Украины (иконостасы храма Казанской иконы Божьей матери в п.Новый Свет Старобешевского р-на Донецкой области, пещерных храмах Алексея человека Божьего и  церкви пр.Антония и Феодосия в Святогорской лавре), или в составе бригад художников иконописцев, когда речь идёт о крупных сакральных объектах. Во  всех случаях организаторы выставки представили кроме презентационных материалов монументальной росписи  в формате 2 х 0,8 м, рабочие фотоматериалы и текстовую информацию по  храмам Украины, России,  Белоруссии и  Польши.

Выставка создана как передвижная. До представления в г. Краматорске, выставка экспонировалась в выставочных залах Святогорска, Славянска, Макеевки, Донецка, а также на   III Всеукраинском музейном фестивале в г. Днепропетровске.

В открытии выставки приняли участие один из авторов выставки, ведущий научный сотрудник Святогорского историко-архитектурного заповедника В.Н.Дедов,   музейные работники, представители общественных организаций, средств массовой информации. В  открытии выставки  принял участие квартет духовной музыки школы искусств №1 г. Краматорска.

Выставка открыта для посещения с 20 декабря  2011 г. и продлится до 30 января 2012 г.

 

ФОТОРЕПОРТАЖ

ил.1.  Открытие выставки директором музея истории г.Краматорска Волошиной Н.Е.



 


 

Ил.6.  Экскурсия по выставке


 
На Международной научной конференции «XVI Могилянские чтения», которая состоялась 1-2 декабря  в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике заслушан доклад научных сотрудников Святогорского заповедника и Славянского краеведческого музея на тему Каменная резная иконка XIV века "св. Николай и семь спящих отроков эфесских" из фондов Святогорского историко-архитектурного заповедника».
Международная научная конференция «Могилянские чтения», которая ежегодно проводится на базе Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника состоялась 1-2 декабря на тему «Христианские реликвии: изучение, сохранение, экспонирование».
В программе конференции доклады ведущих историков, археологов, философов, искусствоведов из шести стран: Украины, России, Белоруси, Молдовы, Польши, Израиля. В конференции приняли участие 17 музеев, 11 заповедников, 23 научно-исследовательских учреждения и вуза.
Среди участников конференции – представители Донецкой области – Святогорский историко-архитектурный заповедник и Славянский краеведческий музей. На секции  «Искусствоведческие аспекты изучения сакральных памятников» был представлен доклад ведущего научного сотрудника Святогорского заповедника В.Н.Дедова и старшего научного сотрудника Славянского краеведческого музея»  А.В.Шамрай  на тему «Каменная резная иконка XIV века «св.Николай и семь спящих отроков эфесских» из фондов Святогорского историко-архитектурного заповедника».
В программе мероприятий презентация научного  сборника «Могилянские чтения 2010» в составе которого  опубликована статья В.Н.Дедова «Помяник Киево-Печерской лавры из фондов Святогорского историко-архитектурного заповедника»
С текстом  доклада В.Дедова и А. Шамрай на XVI Могилянских чтениях можно ознакомится  на сайте в разделе «Наши публикации».

Фоторепортаж о конференции «Могилянские чтения 2011»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ноября открыта выставка сакрального искусства «Восхождение к образу»  в Донецком Доме работников культуры. Выставка    приурочена к 20 летию    соборной работы заслуженных художников Украины Геннадия Жукова и Владимира Теличко по созданию монументальной росписи и иконостасов в 14 православных храмах Украины, России, Белоруссии, Польши.

В связи с подготовкой к юбилею 1025 – летия крещения Киевской Руси актуализируются вопросы популяризации современного сакрального искусства. Святогорским историко-архитектурным заповедником в 2010 году подготовлена передвижная выставка «Восхождение к образу», основанная  на сюжетах современной монументальной росписи 14 православных храмов Украины, Белоруссии, России, Польши, в которых в течении последних 20 лет плодотворно работали и продолжают работать два донецких художника Г.В.Жуков и В.А.Теличко. На 39 презентационных холстах представлены более 120 композиций росписи и иконостасов в 14 православных храмах четырех стран.

 

Геннадий Жуков и Владимир Теличко в своем творческом содружестве открыли новую страницу в работах над росписью подземного храма  преп. Антония и Феодосия и Алексеевской церкви в пещерах меловой горы Святогорского монастыря.

На выставке экспонируются иллюстрации к росписи интерьеров Свято-Преображенского кафедрального собора-нижняя церковь Сергия Радонежского и храма Георгия Победоносца в г. Донецке , 3-х  храмов в других районах Донецкой области, трех церквей в Польше: наибольшего православного храма Святого Духа в Белостоке, церкви Иоанна Крестителя в г. Гайновке, церкви в п. Зашцянки, а также 4-х храмов в различных регионах России,Белоруссии.

Художникам удается объединить в своем иконописном искусстве каноничность первообразов святых православной церкви с культурной традицией живописи Украины в XVII-XIXстолетиях. Лучшие примеры старых мастеров дают возможности дальнейшего развития образного решения вечных тем.

 

С 2010 года выставка экспонируется в выставочных залах музейных учреждений городов  Донецкой области, а также Днепропетровска (в рамках Всеукраинского музейного фестиваля).

 

Фоторепортаж об открытии выставки в Доме работников культуры.

Ил.1.Фрагмент выставки

ил.2.Открытие выставки директором Дома работников культуры М.Б.Калиниченко

Ил.3.Приветственное слово пресс-секретаря митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, протоиерея Георгия Гуляева

Ил.4.Авторы выставки,В.Дедов,Г.Жуков,В.Теличко

Ил.5.Засл.художники Украины В.Теличко и Г.Жуков

Ил.6.О создании выставки рассказывает ведущий научный сотрудник Святогорского заповедника В.Дедов

Ил.7.На открытии выставки стихи Г.Жукова декламировали студенты Донецких вузов

Ил.8.О создании монументальной росписи в православных храмах рассказывает Г.Жуков

Ил.9.О работе над росписью храма Святого Духа  в г.Белосток рассказывает В.Теличко

Ил.10.От союза художников на  выставке выступил засл.худ.Украины Г.Тышкевич

Ил.11.Экскурсия по выставке для участников её открытия

 

 


Памятник графу М.И.Платову

(новые находки)

Среди новых находок и открытий года следует выделить обнаружение на территории в первых числах ноября 2011 года памятника наказному атаману Войска Донского, полковнику Донского атаманского полка, графу Матвею Ивановичу Платову.

О мемориальной зоне разрушенного в XX веке кладбища при церкви преп.Антония и Феодосия Святогорского Успенского монастыря неоднократно писалось в работах автора настоящего сообщения и других исследователей [Дедов,Цимиданов,1995; Шамрай,Дедов,2005; Дедов,2006].В указанных публикациях освещались вопросы исследования и воссоздания родовых усыпальниц княжеского рода Голицыных и донского казачьего рода Иловайских, поскольку на месте указанных усыпальниц проведены были археологические и архитектурные исследования [Колесник и др.,1992-1993; Шамрай,1999].

О захоронении и памятнике наказному атаману Войска Донского, графу М. И. Платову упоминалось в контексте общей исторической справки по кладбищу при церкви преп.Антония и Феодосия. Вместе с тем, в отличие от других захоронений XIX века, на основании иконографических и письменных источников было достоверно определена топография местонахождения могилы графа Платова и вид памятного знака над погребением [Подробнее см. Дедов,2006,с.25-26]. Вместе с тем, ряд сведений о судьбе памятника графу М.И.Платову были тогда установлены, но не опубликованы. В частности, были собраны свидетельства местных старожилов о демонтаже памятника и перевозке его на прибрежную зону Северского Донца в для засыпки территории у северного фасада продовольственного магазина, входившего в состав санатория им.Артёма. В последствии эти свидетельства и некоторые другие источники послужили основанием для судебного разбирательства с гр.Зубовым В.С., который приобрёл в собственность домостроение магазина и земельный участок для новостройки кафе и др. целей коммерческого характера. Развернувшееся строительство нового здания кафе, в габаритах, превышавших в три раза небольшую монастырскую постройку нач.XX в. навсегда хоронило надежду на обнаружение исторических памятников вывезенных в своё время с территории кладбища. После нескольких судебных исков по поводу «зубовского» домостроения, возведенного в границах охранной зоны заповедника и судебных решений различных инстанций стройка была заморожена и в конечном итоге оказалась в собственности религиозной общины лавры. Последняя приняла решение полного демонтажа домостроения (ил.1).

Ил.1. Участок демонтированного домостроения гр. Зубова В.С.

 

После демонтажа наружных стен, в процессе земляных работ на отметке фундамента старой стены магазина был обнаружен памятник М.И.Платову и его основание (ил.2).

Ил.2. Памятник и его основание.3.11.2011 г.

Собственно памятник представляет из себя четырёхгранную пирамиду из тёмного гранита высотой 186 см с квадратным основанием шириной 60 см. Пирамида базировалась на основании из того же материала с габаритами 82х75 см. С двух сторон пирамиды нанесены надписи (ил.3,4,5). На лицевой стороне :

Ил.3. Лицевая сторона пирамиды.

 

Ил.4. Надпись на лицевой стороне памятника

Матвей Иванович
Платов


Родился 1807 года
Скончался 20 мая 1848 года


В верхней части памятника сделана надпись по кругу:

Ил.5. Надпись и след от рельефа на лицевой стороне памятника.

Мир праху твоему

 

На обратной стороне памятника :

Ил.6. Надпись на обратной стороне памятника

Полковник Войска Донскаго
Атаманского полка


Памятник графу М.И.Платову и место его нахождения хорошо читается на литографии сер.XIX в. (ил.6) и на фото начала XX в.(ил.7).

ил.7. Павильон усыпальницы князей Голицыных

и памятники кладбища на 1850 год. Литография XIX в.

ил.8. Общий вид кладбища.В центре - погребение графа М.И. Платова

На первой иллюстрации памятник М.И.Платову в числе трёх крупных памятников находится на заднем плане в отдельной металлической оградке. Кроме памятника М.И.Платову здесь зафиксированы памятники генерал-майору Г.Д.Иловайскому, погребённому здесь в 1847 году и гвардии поручику Левину († 1848 ). На второй иллюстрации общего вида кладбища хорошо виден весь памятник с рельефными изображениями из светлого мрамора.Последние отсутствуют на найденном памятнике и лишь чёткие следы их местонахождения позволяют восстановить форму рельефов. Завершался памятник четырёхконечным крестом, который также отсутствует. Сохранилось свидетельство писателя Е.Л.Маркова, который побывавши на кладбище в конце XIX века, так описал памятник: «на мраморной пирамиде графа Матвея Ивановича Платова, командира атаманского полка, сын которого был в университете моим товарищем по курсу и факультету очень выразительны эмблемы его боевого звания - казацкая шашка, сабли и пистолеты». [Марков,1901, с.676]. Интересно и то обстоятельство, что согласно некоторым историческим исследованиям годом рождения М.И.Платова считался 1805 год. Даты рождения и смерти М.И.Платова на обнаруженном памятнике (1807-1848) ставят под сомнение указанную дату. Известно, что уже в 7 летнем возрасте был произведен в хорунжие. Служил корнетом в лейб-гвардии казачьем полку. После кончины императора Александра I в Таганроге, в 1825 г. находился в конвое при его теле. В 1827 г. произведен в есаулы. Принимал участие в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., битве при Варне. В 1835 г. М.И. Платов получил чин войскового старшины, а в 1843 г. – подполковника [Корягин,2004,с.19]. Владел имением в Миусском округе и рыбзаводом на Семеновской Косе

От брака с Малышкиной Натальей Алексеевной имел двух сыновей, с кончиной которых прервалось наследование графского титула Платовых.

Находка памятника М.И.Платова ещё раз актуализирует вопрос о воссоздании мемориальной зоны кладбища XIX в. с восстановлением её исторического облика. Прежде всего это восстановление поруганных и разрушенных захоронений с воссозданием памятников на месте фактического нахождения останков захороненных лиц. Состояние склепа-захоронения графа М.И. Платова в настоящее время неизвестно, ибо восстановительные работы подземных склепов ограничились в 1999 году усыпальницей Иловайских. После передачи подземной церкви преп.Антония и Феодосия с прилегающей территорией Свято-Успенскому монастырю в 2000 г. исследовательские и восстановительные работы на данном участке прекратились, а сама территория была ограждена и приобрела статус скита лавры.

В преддверии 200 – летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, общественный интерес к событиям военных баталий с Наполеоном безусловно возрастёт и воссоздание могил и памятников исторических личностей XIX века, героев Бородинского сражения и военной компании с Наполеоном 1812 – 1814 гг., их потомков, безусловно ставят на повестку дня реализацию программы восстановления одного из немногих сохранившихся исторических некрополей на территории Донбасса.

 

Ведущий научный сотрудник СГИАЗ - В.Н. Дедов

 

 

 

15-19 вересня Святогірський історико-архітектурний заповідник прийняв участь в Третьому Всеукраїнському музейному фестивалі «Музеї України у Всесвітньому культурному просторі», який проводиться на базі Дніпропетровського національного історичного музею ім..Д.І.Яворницького.

В фестивалі прийняли участь 105 музеїв і заповідників які представили на три фестивальні конкурси 230 музейних проектів, в тому числі 51 виставку, 65 проектів промоушен та 114 видань. Найбільше заявок на конкурси «Мистецтво музейної експозиції» (міні виставки), «Впровадження музейних програм» (промоушен) та конкурс музейних видань подали Львівський музей історії релігії (23), Національний Києво-Печерський заповідник (17),Волинський краєзнавчий музей (13), Донецький обласний краєзнавчий музей (12),Бердянський краєзнавчий музей (11).

Святогірський історико-архітектурний заповідник подав на фестиваль три проекти в трьох конкурсах. Разом з Слов’янським краєзнавчим музеєм в номінації «Раритети в експозиційному музейному просторі» представлена міні виставка «В конкурсі промоушен на суд музейної спільноти і журі фестивалю виставлений проект – виставка «Сходження до образу»(популяризація сучасного сакрального мистецтва). На конкурс музейних видань представлена серія книг в 6-ти томах «Письменники XIX ст..про Святі Гори» (А.П.Чехов, В.І.Немирович – Данченко, А.М. Муравьйов, Є.Л. Марков, С.М. Сергєєв-Ценський, О.П.Стороженко).

За підсумками роботи фестивалю, рішенням експертної ради (журі фестивалю) Державний історико – архітектурний заповідник у м.Святогірську став переможцем в Конкурсі «Впровадження музейних програм, акцій, заходів», де зайняв друге місце з проектом «Сходження до образу». В складі проекту експонувалась виставка сучасного монументального розпису православних храмів України і Польщі, які створювались протягом 20 останніх років засл. художниками України з м. Донецька Г.В.Жуковим та В.О.Теличко. За браком місця експонувалось лише 50 живописних композицій на 18 полотнах та 4 планшети з фіксацією робочих моментів розпису. Крім цього на презентації проекту заповідником були представлені відеофільм « Сходження до образу» та віртуальний тур по інтер’єрам польських храмів.

Перше місце в цьому конкурсі журі присудило Одеському муніципальному музею особистих колекцій ім.О.В. Блещунова за арт - проект «ГОГОЛЕУМ» та «Ніч музеїв у Домі Блещунова». Третє місце в цьому конкурсі розділили Чернігівський обласний художній музей (відеофільм «Драматичний простір художньо музею» і Львівський музей історії релігії (Екскурсійний маршрут «Підземеллями Львова»).

Жвавий інтерес у відвідувачів виставкових залів з міні виставками визвала спільна робота Слав’янського краєзнавчого музею і Святогірського заповідника «Трістан і Ізольда: акваманіл XIII ст. та його реконструкція». Вперше широкому загалу був представлений унікальний музейний предмет XIIIст. Водолій у вигляді лицаря з дівою на коні з фондів краєзнавчого музею у Слов’янську. Поруч демонструвалася реконструкція первісного вигляду експонату на підставі результатів наукових досліджень скульптора з Харкова О.Яценко. Представник Слов’янського музею, старший науковий співробітник А.В.Шамрай постійно знаходився в оточенні відвідувачів, а їх за 3 дні було близько 2,5 тисяч. Незрозумілою залишається відсутність реакції журі на цей унікальний проект наукової реконструкції і експонування слов’янського водолія. Перше місце в цьому конкурсі міні-виставок отримав Львівський історичний музей за виставку «Час історії. Історія часу». Друге і третє місця експертна рада віддала Дніпропетровському національному історичному музею ім..Д.І.Яворницького (за виставку для сліпих «Заняття давньої людини») і Вінницькому обласному краєзнавчому музею за виставку «Це чудово, але так не воюють».

Третє місце також у Історико-меморіального музею Михайла Грушевського за виставку «Годинник з кабінету Михайла Грушевського:таємниці та відкриття».

Спеціальними призами відзначені проекти Донецьких обласних краєзнавчого і художнього музеїв, Горлівського музею мініатюрної книги.

Фестиваль завершився прийняттям резолюції учасників з відповідним зверненням до Президента України, Голови Верховної Ради України, Прем’єр Міністра України і Міністра культури України з конкретними пропозиціями щодо поліпшення музейної справи в Україні і вирішенні негайних проблем в цій галузі.

Фоторепортаж про участь Святогірського історико-архітектурного заповідника

в Третьому Всеукраїнському музейному фестивалі 15-19 вересня 2011 р.

 


 

 

 

 

 

 

 

Іл.1.Прийом учасників фестивалю губернатором Дніпропетровської області O.Ю. Вілкул

 

Іл.2.Урочисте відкриття фестивалю 16 вересня у памятника Д.І.Яворницького

 

Іл.3.Журі фестивалю.

 

Іл.4.Водолій та його реконструкція в Дніпропетровську

 

Іл.5.Презентація міні-виставки Трістан і Ізольда В.М.Дєдовим і А.В.Шамрай.

 

Іл.5а.Зацікавленість мешканців Дніпропетровська експозицією Трістан і Ізольда

 

Іл.6.Презентація проекту Сходження до образу зав.історичним музеєм заповідника Г.А. Соляник

 

Іл.7.Виставка до проекту Сходження до рбразу

 

Іл.8.Композиції живопису іконостасів печерних храмів Святогірської лаври

 

Іл.9.Фрагмент виставки Сходження до образу

 

Іл.10.Серія книг Письменники XIX ст.про Святі Гори

 

Іл.11.Вітання учасникам фестивалю керівників Дніпропетровської обл.

 

Іл.12.Переможці фестивальних конкурсів під час нагородження в філармонії Дніпропетровська

 

Іл.13.Нагородження Святогірського заповідника Дипломом переможця і цінним подарунком за проект Сходження до образу

 

Іл.14.Концерт в філармонії після нагородження переможців фестивальних конкурсів.

 

 

 
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 10 из 12
 
 
 
 
   


Духовное наследие   Рейтинг@Mail.ru