левый узор
 

 

29. Памятник Артему (Ф. А. Сергееву). Скульптор И. П. Кавалеридзе. 1927 г.

В 1927 г. известным украинским скульптором И. П. Кавалеридзе был вылит из железобетона на вершине одной из меловых гор 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева, известного в Донбассе и за его пределами как Артем. Монументальная скульптура, отлитая из бетона в стиле кубизм, прошла через войну и сохранилась едва ли не единственным произведением советского конструктивизма, отразившего авангардные направления в искусстве начала XX века.

В 2007 году исполнилось 80 лет с того времени, как скульптор И. П. Кавалеридзе создал на высоком холме, правого берега Донца гигантскую фигуру революционера, государственного и профсоюзного деятеля первых лет Советской власти — Федора Андреевича Сергеева (Артёма). Этот памятник, как и некоторые другие конструктивистские проекты художника, не всегда одинаково воспринимались и оценивались обществом и властью. Так, в начале 60-х годов XX века, во время кампании против авангардистских течений в искусстве, уничтожающая критика в адрес Кавалеридзе и его «ужасных произведений» прозвучало из уст Н. С. Хрущева, в то время руководителя государства, Советского Союза. Впоследствии оценки изменились и творческие достижения талантливого скульптора, кинорежиссёра, драматурга вошли в сокровищницу украинской и мировой культуры.

Накануне 120 годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева оживился интерес к этой неординарной человека. Деятельность Артёма на руководящих должностях в Украине и Донбассе и сейчас является предметом исследований историков, политологов, экономистов. Трагическая гибель Артёма в 1921 году до сих пор не имеет четкой картины последних минут и причин катастрофы 24 июля на Московско-Курской железной дороги.

Время от времени оценка деятельности Артёма, иногда на бытовом уровне, трансформируется в вопрос о целесообразности увековечения имени Артёма в памятниках, названиях городов, улиц, предприятий. В этом ракурсе построение памятника Артёму в Святогорске тоже воспринимается неоднозначно. Это связано с тем, что современный курорт Славяногорск становится привлекательным, а по некоторым признакам «культовым» городом, в широком смысле этого слова.

Монумент Артёма — заметная часть ландшафта Святогорска и одна из его архитектурных доминант. Вместе с тем, памятник Артёму обусловил формирование рядом с собой Мемориала Великой Отечественной войны. Сложился своеобразный комплекс памятников истории и искусства XX века.

Формируя новейшее культурную среду, монумент Артёма в то же время самоценен как художественное произведение, аналогов которому сложно найти. Бесполезно искать в памятнике черты «чистого» стиля. Несмотря на общепризнанное отнесения Артёма к кубизму, следует заметить, что сам автор отрицал упрощенное отношение к своему произведению. Влияние авангардистского направления безусловно чувствуется в фигуре памятника, но есть здесь и другие стилистические черты, которые так и остались неразвитыми. Эти новые черты скорее всего рождении энергией революционной эпохи, которая формировала свое «собственное культурную среду». «Артём» довольно точно отражает особый период в культурном измерении общественной жизни Украины 20-х годов XX века. Искусствоведы редко обращают внимание на тот факт, что автор монумента и сам Артём жили в одно и то же время, были почти ровесниками, «дышали» одним воздухом, оказывались в одном же и потому городе. Только случайным стечением обстоятельств можно объяснить тот факт, что находясь за границей, в Париже, в нач. XX в. будущий художник и будущий революционер входили в одну и ту же жилище, имели общий круг знакомых, принимали помощь одного человека — известного ученого И. Мечникова. Фёдор Сергеев и Иван Кавалеридзе формировались в одном историческом измерении и среде, хотя и воспринимали эту среду по-разному и шли разными путями.

Федор мечтал превратить человеческое общество путем борьбы в этом обществе. Иван — отразить яркие фигуры и историческую судьбу этого общества и этой борьбы. Именно поэтому памятник Артёму сохраняет «живую связь» времени между эпохами и людьми, отражает идеалы и движущие силы прошлого исторического времени, вторит энергию мощных преобразований и трагических событий. Памятник объединил мечты этих двух талантливых личностей XX века, хотя одному судьба дала 1991 жизнь, а другому отпустила всего 38 лет.

После гибели 24 июля 1921 года Фёдора Андреевича Сергеева в железнодорожной катастрофе. 3 августа 1921 года Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет принимает Постановление об увековечении памяти товарища Артёма (Сергеева), а именно:

Учитывая огромные заслуги товарища Артёма (Сергеева) перед революцией и пролетариатом и особенно перед рабочими горной промышленности Донецкого бассейна, для увековечения имени славного борца за освобождение рабочего класса в памяти будущих поколений трудящихся Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет Постановил:

"3. Соорудить тов. Артёму (Сергееву) памятник, для чего поручить Наркомпросу объявить конкурс на представление соответствующего проекта." 


История создания памятника

Для участия в конкурсе были приглашены лучшие художественные силы страны. Решил принять участие в конкурсе и Иван Кавалеридзе, Летом 1923 года макет памятника был представлен среди 68 проектов конкурсной комиссии. Сам автор позже писал, что творческий подход к этому проекту был изначально новаторским и героя Октябрьской революции и героя народных масс не отображают, как царского генерала с саблей, или амура с крылышками. Неизвестные ранее идеи и чувства обусловили необходимость применения новых средств изображения. Эти новые средства автор видел в построении скульптуры плоскостями. На них ощущение мира и глубина тени создают совсем другое впечатление, чем на окружных формах. Сохранился любопытный Фотодокумент который зафиксировал макет первого памятника Артёму вместе с автором летом 1923 года. На первом плане огромная фигура Артёма с высоко поднятой рукой, которая возвышается на впечатляющем своими масштабами постаменте, составленном бы из разных геометрических фигур, прежде всего треугольников. По макету памятника сидят три человека. Справа — И. П. Кавалеридзе. Рядом с ним, по некоторым свидетельствам, художник Соколов и инженер Григорьев. Надо полагать, что снимок сделан в железнодорожном театре в г. Ровно перед выездом на конкурсную комиссию в Харьков. Этот проект и оказался победителем среди многих других и был реализован в 1924 году в г. Бахмуте. К сожалению, этот памятник не сохранился до нашего времени, был разрушен фашистами во время оккупации в 1943 году. Но сохранились несколько фотографий, которые дают возможность представить масштабность и новаторский подход автора памятника. На первом фото зафиксирована часть постамента, на котором размещены около 60 человек. Постамент состоит из огромных геометрических фигур. Вторая фотография зафиксировала сам монумент Артёма, который тоже как бы состоит из отдельных геометрических фигур. Такое новаторское решение в построении монументальной скульптуры, побудило многих искусствоведов увидеть в этом памятнике, а также в памятнике Артёму в Святогорске признаки авангардного стиля, который получил название «кубизм». Трудно отрицать влияние этого модного в начале ХХ в. стиля, тем более что сам И. П. Кавалеридзе был неплохо осведомлен в нём, а некоторые из товарищей и коллег И. Кавалеридзе были признанными мастерами именно этого направления в искусстве. Но, касаясь этой темы, И. П. Кавалеридзе так замечал по поводу стилистических особенностей своих творений: «Не раз приходилось мне с горечью слышать и читать, будто я отдал свое время дань увлечению кубизмом У людей толковых, я уверен, возникают вполне естественные вопросы: зачем было скульптору в середине двадцатых годов обращаться к направлению, которое к тому времени уже стал достоянием истории? Неужели захотел творить некий украинский вариант кубизма?


Ничего подобного я, естественно, не думал … Кубизм — возведение живой формы с установленными геометрических объёмов — куба, призмы, шары. Мне же хотелось другого — строить фигуру, как строят архитектурное сооружение — плоскостями. Трактуя скульптурную форму плоскостями, можно добиться внешнего и внутреннего связи с архитектурой". Как ни парадоксально это звучит сегодня, но по мнению художника, его творческий замысел шёл не от основания авангарда, а базировался на традициях украинской деревянной архитектуры. Во всяком случае И. П. Кавалеридзе так писал по этому поводу: "Вряд ли смогу назвать здесь два-три таких совершенных произведения художественного гения, как с детства известная мной церковь Покрова в Ровно, построенная по заказу гетьмана Петра Калнышевского, та самая, на которой рукой ее строителя было высечено: "Резал Федор Забарний с Засулля", за которую сахарозаводчик Терещенко давал десять тысяч рублей и которую за две тысячи купил полтавский архитектор и перевез в Полтаву. Величественные, торжественно-радостные, направленные вверх объемы этой церкви до сих пор является для меня образцом пластической законченность Как точно определил народный мастер соотношение сруба и верхов! Как верно угадал эффект перспективного сокращения последних - и все это сформировано плоскостями. Разве неинтересно было бы воспользоваться опыта старых народных мастеров, чтобы в современной скульптуре добиться такого совершенства архитектурных форм, такой слаженности и выразительность покоренных едином ритму объемов Этого я в меру своих сил и таланта стремился в произведениях двадцатых годов, в свое время были восприняты одобрительно, а впоследствии вызвали столько противоречивых оценок."


Памятник Артёму в Бахмуте был создан из железобетона высотой под 30 метров. На постаменте во время праздников размещалось до 200 человек. Фигура Артёма поражала современников не только своими гигантскими размерами, но и проницательным отражением характера самого Артёма. Недаром один из участников торжественного митинга, посвященного открытию памятника, так выразился: «Сделано не по фотографии, а по биографии». Памятник Артёму имел не только авангардистские черты, гигантские формы, но и изрядную прочность. Железобетон был излюбленным материалом И. П. Кавалеридзе в монументальной скульптуре. Вместе с бетонщиком высшего сорта, работавшие со скульптором ещё со времен создания памятника княгине Ольге, — династией Орленко — И. П. Кавалеридзе мог сделать из этого материала сложную форму особой прочности … Недаром, когда фашисты задумали сорвать памятник Артёму в Артёмовске, им это не удалось, пришлось фигуру разбивать на куски и разрезать автогеном. Отдельные части памятника вывозили за город, а постамент так и остался стоять ещё на долгие годы.

Иной была судьба второго проекта памятника Артёму И. П. Кавалеридзе, который был воплощен на Святогорском холме над Донцом рядом с архитектурным ансамблем Святогорского монастыря.

К тому времени монастырь уже был закрыт, а в его помещениях разместился 1-й Вседонецький Дом отдыха. В середине 20-х годов решено было присвоить имя Артёма этом крупнейшем в Донбассе дома отдыха, а в ознаменование этого построить памятник Артёму на его территории. И. П. Кавалеридзе был известным в Донбассе художником благодаря удачному проекту в Артёмовске. Его вновь пригласили к созданию памятника Артёму. Первоначально планировалось установить бюсты Артёма, на который был рассчитан смету в 9 тысяч рублей. Из них на материалы для строительства выделялось 4 тис.руб и на авторский гонорар — 5 тыс. руб. Как вспоминал сам И. П. Кавалеридзе, когда его вызвали к председателю Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Г. И. Петровского и предложили эту работу, скульптор сразу внес предложение о строительстве не бюста, а гигантского памятника на горе, которая станет естественным постаментом для монумента. Г. И. Петровский отметил, что бухгалтерия не даст ни копейки сверх лимитированных сметой, но это не остановило художника. Он так был увлечен идеей строительства именно памятника, рискнувший начать строительство. Почти весь гонорар пошёл на материалы и заработную плату строителям. Лишь 92 рубля из 5 тысяч остались автору памятника. Но и эти деньги не спасли бы проект, как бы не бескорыстная помощь жителей сел Банное и Татьяновка, а также самого Дома отдыха. Банновско-Татьяновский сельсовет взял на себя организацию подсобных работ, поставлял древесину, помогал подводами для доставки материала.

Но самое удивительное — не количество денег, за которые построены памятник Артёму в Святогорске, а реализация самого проекта на вершине горы без технических средств и механизации. Над проектом памятника Артёму для Святогорска скульптор работал в 1926 году, а уже в январе 1927 года Славянская газета «Большевик» напечатала отзыв на макет этого памятника: Кроме ценности исторической, памятник чрезвычайно художественно и экспрессивно отражают тов. Артёма. Чрезвычайная монументальность форм архитектурной кладки, блестяще рассчитано созвучие отдельных частей и динамика - вот отличительные черты этого последнего выбора тов. Кавалеридзе.


Летом 1927 года началось сооружение монумента. Имея уже некоторый опыт в строительстве монументальных скульптур из бетона, И. П. Кавалеридзе решает сначала строить макет памятника в натуральную величину. Для этого нашли место на территории Степного Дома отдыха, в 2-х километрах от места строительства. Степной Дом отдыха разместился на монастырском хуторе, где была больница и церковь во имя иконы Ахтырской Божей Матери. Но после 1922 года здесь отдыхала в основном молодежь, которая с энтузиазмом помогала в работе по созданию каркаса памятника И. П. Кавалеридзе обратил внимание на то, что ветер на холме где планировалось строительство, незаурядный, да и места маловато — не развернуться. Поэтому важно не ошибиться в расчетах строительства каркаса. Эти расчеты сделали инженер Вербенко и опытные мастера своего дела — семья Орленко, которые строили почти все бетонные памятники Кавалеридзе. Скульптор так характеризовал Орленко в своих воспоминаниях: "Это были мастера - золотые руки, волшебники своего дела, они знали секрет, как превратить цемент на благородный мрамор, чтобы потом с помощью скарпеля предоставлять ему любой фактуры ... Волшебники Орленко умели не только формировать скульптуру, отливать ее или набивать с бетона, а если нужно - сделать расчеты каркаса для в любую статуи или группы. Когда 1927 году на Святогорских меловых скалах над Донцом сводилась двадцати восьмиметровая бетонная фигура Артёма, Орленко течение одной ночи дали точные расчеты каркаса - и на вес, и на парусность (т.е. на сопротивление ветру). А когда делался каркас для этой гигантской статуи, предложили способ вязать двутавровые балки железными кольцами ".


В это время на «Степном» вырезались из досок лекала, обивались фанерой и поднимались вверх. По свидетельству И. П. Кавалеридзе, эти работы выполнял лишь один столяр и четыре плотника. За ними шли формовщики и четыре плотника. Куски формы изготовлялись так, чтобы четыре человека могли взять часть модели, положить в бричку и вывезти к месту возведения памятника. Затем формы монтировались одна на другую. Таким образом, монумент Артёма сооружали непосредственно на месте методом заливки бетона в установленную форму — каркас. Двигаясь ярусами снизу вверх, по мере как бетон «хватался», росла и 22-метровая фигура Артёма. По расчетам специалистов, общая площадь монумента составляет 400 кв.м, вес — около 800 тонн. Высота памятника Артёму равна 22 метрам. Вместе с фундаментом, который должен быть не менее 5-6 метров, общая высота сооружения составляет 27-28 метров.

Цемент для бетона привозили из Новороссийска. Орленко имели свои профессиональные секреты в приготовлении бетона. По замыслу автора памятника, бетон должен был иметь розовый оттенок и напоминать по фактуре природный камень — розовый гранит. Именно таким был первоначальный вид монумента Артёма, созданного скульптором И. Кавалеридзе, инженером Г. Вербенко, бетонщиками Орленко. Позже автор памятника вспоминал: "Инженер Вербенко и неизменная семья Орленко - четыре брата и три сына - вынесли на себе всю тяжесть формовки сооружения. Они работали здесь с первого до последнего дня".


Материал, из которого автор решил строить памятник Артёму, должен не только напоминать природный камень, но и быть своеобразным символом эпохи, символом Донбасса. Как писали газеты в те годы: "Скульптор не ошибся, выбрав для памятника Артёму - памятника Донбасса - именно железо и бетон. Это - воплощение нашей эпохи. Железо - сила, бетон - устойчивость. Сила и устойчивость вместе дают организацию."


Во время работы над монументом Иван Кавалеридзе все время вспоминал эпизоды из биографии Артёма, особенно в критические моменты жизни революционера. Виделась картина из истории эвакуации Харькова и отступления частей Красной армии в 1918 году перед воинскими частями Австро-Германии. Под давлением наступающих войск противника красноармейцы побежали, оставляя все сокровища, предназначенного к эвакуации. Тогда Артём сам, с наганом в руке смог остановить бойцов и повести за собой в наступление! "Я постоянно помнил его фразу, — подчеркивал И. Кавалеридзе:

 

"Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо."


Именно эти слова Артёма высечены на постаменте памятника вместе с датами жизни 1883—1921 и посвящением: Пламенному вождю пролетариата 1-й ВДО - То есть, «1-й Вседонецкий Дом отдыха».


Особенно напряженным была последняя неделя перед назначенным на 11 сентября торжественным открытием монумента Артёму. Сохранилось письмо И. П. Кавалеридзе, написанное 7 сентября 1927 и направленное в адрес жены скульптора: "Только сейчас закончили набивку фигуры Артёма, осталось разобрать формы и рештование. Работая все это время и днем и ночью, совсем обалдел."


Открытие памятника Артёму 11 сентября 1927 стало торжественным событием в присутствии многих тысяч рабочих, солдат, делегаций из городов и районов Донецкого бассейна. Состоялся своеобразный парад красноармейцев. Играл духовой оркестр. Под вооруженные залпы был торжественно открыт памятник который был виден с расстояния десятков километров.

На волне таких значительных событий в Святогорский Дом отдыха решено было переименовать в Дом Красно-Горский. Но это название не закрепилось и через несколько лет исчезла совсем. В отличие от этого названия, за «лысой» горой закрепилось название «Гора Артёма».

Нелегкая судьба выпала памятнику во время Великой Отечественной войны. Жестокие бои, которые состоялись в течение 1941—1943 годов, произвели некоторые потери, выбоины от пуль и снарядов. Но все же, в отличие от Артёмовского «Артёма», Святогорский сохранился, хотя по слухам и его планировали разрушить немцы во время оккупации. Но почему-то не разрушили и он остался возвышаться над Донцом. После 1943 года Артём был уже неодноким памятником на этой горе. За ним уже стояли обелиски на братских могилах советских воинов, а также памятник генерал-майору, командиру 79-й гвардейской стрелковой дивизии Батюк Николаю Филипповичу, которого похоронили возле монумента Артёму боевые товарищи. Впоследствии, в 1985 году, к 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на месте этих отдельных памятников был создан Мемориал Великой Отечественной войны.

Сам памятник Артёму был реставрирован к 100-й годовщины со дня рождения Ф. А. Сергеева в 1983 году. Научные исследования и обмеры монументальной скульптуры были осуществлены специалистами историко-архитектурного заповедника под руководством архитектора А. Дашевского. Скульптурные формы памятника, пострадавших в период войны возобновлялись с участием скульптора А. Скорых. Сам проект реставрации был выполнен институтом «Укрпроектреставрация» (г. Киев). Непосредственно ремонтные работы выполнялись Сумской реставрационной мастерской. Текущие ремонтные работы проводились специалистами ПМВП «Юнион» (г. Краматорск), специализирующихся в области промышленного альпинизма. Таким образом, монументальная скульптура Артёма в г. Славяногорске полностью сохранила свои первоначальные авторские формы, но несколько потеряла в фактуре бетона и цвете.

 
 
 
 
 
   


Духовное наследие   Рейтинг@Mail.ru